Назовите это зеркальный мир!

yasachy
10 min readFeb 17, 2019

Кевин Келли (Kevin Kelly), футуролог, визионер, инфлюенсер, писатель, со-основатель журнала Wired прогнозирует возникновение и становление параллельного цифрового мира. Пока он использует понятие “зеркальный мир”, употребленное впервые в отношении цифровых сущностей Давидом Гелернтером из Йельского университета в 1991 году. Нет уверенности, что термин сохранится в качестве основного для описания взаимопересекающихся цифровых пространств, наложенных на реальные миры. Сегодня, однако, назовите это “зеркальный мир”! (AR WILL SPARK THE NEXT BIG TECH PLATFORM — CALL IT MIRRORWORLD)

Каждый декабрь Адам Сэвидж — звезда телешоу MythBusters — выпускает видео, в котором рассказывает о своих «любимых вещах» в прошедшем году. В 2018 году его любимым предметом стали очки Magic Leap. Сэвидж описывает как он сначала услышал, а потом увидел кита, плавающего у него под окнами. Мир, который Сэвидж увидел по ту сторону очков, был одним из первых явлений нам зеркального мира. Его еще не существует в полноте, но он приближается. Когда-нибудь очень скоро каждое место и вещь в реальном мире — каждая улица, фонарный столб, здание, комната, предметы в ней — будет иметь своего полноразмерного цифрового близнеца в зеркальном мире. Пока это только отдельные фрагменты.

Борхес говорил о карте такого же размера, что и территория. «Со временем, — писал Борхес, — гильдия картографов создала карту империи, размер которой соответствовал размеру империи и совпал с ней по точкам». Сейчас мы строим такую ​​цифровую карту 1:1 и новый мир станет следующей цифровой платформой. Google Earth уже показывает, как будет примерно выглядеть этот зеркальный мир. В одной из последних книг Даниэля Суареса «Агент перемен» беглец бежит вдоль побережья Малайзии. Его описания придорожных закусочных и ландшафта точно описывают реальность, но взяты из Google Earth, которая по сути является одной из прото-версий зеркального мира. Уже сейчас многие компании и лаборатории накладывают цифровой слой на реальные места и объекты. Пока изображения Street View Google Maps — это плоские изображения, соединенные вместе. Но скоро зеркальный мир получит объем, его объекты будут не только “выглядеть”, но иметь соответсвующие контекст, значение и функцию. Мы будем взаимодействовать с объектами и манипулировать ими как в реальном мире.

Сначала зеркальный мир будет слоем информации, наложенным на реальный мир. Мы сможем видеть теги над людьми, стрелки-указатели нужного поворота, аннотации к достопримечательностям. В отличие от закрытых VR-очков, AR-устройства используют прозрачную технологию для встраивания виртуальных образов в реальный мир. В итоге станет возможен поиск физических пространств, как сейчас возможен поиск слов: найти “места со скамейкой в парке вдоль реки”. Зеркальный мир будет иметь свои причуды, его двойственная природа, объединяющая реальное и виртуальное, сделает возможным ранее немыслимое. Pokémon Go уже дал нам ряд показательных примеров.

Первый шаг сделал интернет, который оцифровал информацию, превратив субъективное знание в алгоритмы. Потом были социальные сети. Они оцифровали людей и превратили в алгоритмы их поведение и отношения. Третья возникающая платформа оцифровывает весь остальной мир. На этой платформе вещи и локации будут машиночитаемыми с учетом возможностей алгоритмов. Новая платформа создаст экосистему для использования тысячами других компаний. Альфа-версия зеркального мира Pokémon Go была воспринята сотнями миллионов игроков в 153 странах. Niantic, компания, которая создала Pokémon Go, была основана Джоном Ханке, который ранее делал Google Earth. Сегодня штаб-квартира Niantic расположена на втором этаже здания Ferry, вдоль пирсов в Сан-Франциско. Niantic будет и впредь концентрироваться на играх и картах. В играх развиваются технологии: «Если вы можете решить проблему для геймера, вы можете решить ее для всех остальных».

Microsoft, другой крупный игрок индустрии AR (наряду с Magic Leap) выпускает свои устройства HoloLens AR с 2016 года. HoloLens отображает комнату, в которой вы находитесь, а также меню, которым можно управлять, виртуальные экраны и т.д. HoloLens похожи на офис будущего. В любом месте встраиваете экраны и работаете. В 2018 году армия США объявила, что приобретает 100 000 гарнитур HoloLens. Недавно Tesla подала заявку на два патента на использование AR в заводском производстве.

В зеркальном мире у всех будет парный близнец. Инженеры НАСА впервые применили концепцию близнецов в 1960-х годах. Сохраняя дубликаты любой машины, которую они отправили в космос, они могли устранять неисправность неисправного компонента, в то время как его аналог находился за тысячи миль. Эти близнецы превратились в компьютерные симуляции — цифровые близнецы. General Electric позаимствовала идею НАСА: она начала создавать цифровых близнецов для каждой машины. Например, серийный номер реактивной турбины E174 может иметь соответствующий двойник E174. Каждая из его частей может быть пространственно представлена ​​в трех измерениях и размещена в соответствующем виртуальном местоположении. В ближайшем будущем такие цифровые близнецы могут по существу стать динамическими цифровыми симуляторами двигателя. Но этот полноразмерный 3D цифровой близнец — это больше, чем электронная таблица. Воплощенный в объеме, размере и текстуре, он действует как аватар. В 2016 году GE превратилась в «цифровую индустриальную компанию», которую она определяет как «слияние физического и цифрового миров».

Microsoft создает иммерсивную виртуальную копию всего заводского цеха. Для устранения проблем, например, гигантской шестиосевой роботизированной мельницы на нее накладывается виртуальный близнец такого же размера, видимый с AR снаряжением. Для каталогов оказалось дешевле делать не фотографии, а трехмерные компьютерные модели. Телефон подгружает модель из облака и далее ее можно размещать в интерьере, менять размер, цвет, местоположение и т.д. Ori Inbar, венчурный инвестор в технологии дополненной реальности, называет это «переводом интернета с экрана в реальный мир». Для подключения зеркального мира к Интернету нужно не только иметь цифровых близнецов, — нужна также 3D модель физической реальности, в которую можно поместить этих близнецов. Потребители часто будут делать это сами с помощью ИИ, который точно определит, где вы находитесь, и в то же время, — что находится в этом месте. Технический термин для этого — симультанная локализация и картирование — SLAM (simultaneous localization and mapping). Например, стартап 6D.ai создал платформу для разработки AR-приложений, которые могут распознавать крупные объекты в режиме реального времени. Приложение при фотографировании улицы распознает каждый автомобиль как отдельный автомобильный объект, каждый уличный фонарь — как высокий объект, отличный от соседних объектов дерева, а витрины — как плоские предметы позади автомобилей.

Зеркальный мир непрерывен, его объекты соотносятся с объектами реального мира. Соединения, генерируемые микросхемами и каналами связи, сменяются контекстными соединениями, создаваемыми с помощью AI. Приложение Google Lens уже может видеть отдельные объекты. Оно может определить породу собаки, дизайн одежды или вид растения. Вскоре все эти функции будут интегрированы. При осмотре помещения с помощью AR-очков система будет анализировать окружение, информировать зрителя о предметах и их свойствах, а также рекомендовать решения по выбору новых предметов с учетом места, стиля, цвета и пр.

Дополненная реальность — это технология, лежащая в основе зеркального мира. Она погружает нас в новые миры, не покидая прежний (Кеичи Мацуда). Полноценное развитие зеркального мира начнется с появлением легких и дешевых AR-очков. Все крупнейшие компании разрабатывают такие очки. Apple недавно приобрела стартап Akonia Holographics, разрабатывающий тонкие «умные линзы». При этом использование AR-очков совсем не обязательно, можно использовать практически любое устройство для обнаружения признаков протозеркального мира и взаимодействия с ним. Правда без эффекта погружения, которое дают очки и 3D-шлемы. Все устройства, подключенные к Интернету, будут связаны с зеркальным миром. И все, что связано с зеркальным миром, обнаружит все другие объекты и их свойства в их взаимосвязи. Часы обнаружат стулья; стулья обнаружат электронные таблицы; очки обнаружат часы под рукавом; планшеты увидят внутренне устройство турбин; турбины увидят рабочих вокруг себя.

Возникновение зеркального мира частично зависит от фундаментального сдвига, который уже происходит: от телефонно-ориентированной жизни к технологии камеры, которой уже двухсот лет. Чтобы воссоздать в 3D карту размером с глобус нужно будет постоянно фотографировать все места и все вещи под любым возможным углом. Это означает что нужна планета, наполненная постоянно включенными камерами в любой точке. Распределенная, всевидящая сеть очень маленьких камер будет везде. Как и компьютерные чипы до них, камеры становятся лучше, дешевле и меньше с каждым годом. Они есть в телефоне, в машине, в дверях, в доме. Но большинство камер будет прямо перед нашими глазами, встроенные в стекла очков или контактных линз. Где бы на что люди ни смотрели — сцена будет записана. Тяжелые материалы в камерах будут постоянно замещаться невесомым программным кодом, уменьшая их до микроскопических точек, сканирующих окружающую среду 24 часа в сутки. Зеркальный мир будет управляться бесконечным потоком фотонов.

Новые технологии дают новые сверхвозможности. Люди получили суперскорость вместе с реактивными самолетами, суперлекарства — с антибиотиками, суперслух — с радио. Зеркальный мир даст супервидение. У нас будет способность видеть объекты через их виртуальные призраков. Как текстовая грамотность предполагала умение читать слова, состоящие из букв, следующее поколение овладеет визуальной грамотностью. Образованный человек сможет создать трехмерное изображение внутри трехмерного ландшафта. Он будет знать, как материализовать свою визуальную идею и осуществить видеопоиск на множестве всех когда-либо сделанных съемок. Сложности цвета и правила перспективы будут понятны, как правила грамматики. Но что самое главное — этот реальный мир соединенный со своей цифровой копией или своим цифровым зеркалом увидят роботы. Когда робот сможет наконец выйти на оживленную улицу, его кремниевые глаза и разум станут зеркальной версией этой улицы. Успех робота в навигации будет зависеть от ранее нанесенных на карту объектов, контуров дороги, дорожных знаков, деталей в витринах и т.д. Поскольку цифровой слой как зеркало реального мира наложен на этот физический мир, робот будет “видеть” все объекты, явления и процессы реального мира, людей, их действия и движения.

ИИ беспилотных автомобилей тоже будет погружен в зеркальный мир и будет опираться на оцифрованную версию дорог и автомобилей, предоставляемых соответствующей платформой. Большая часть оцифровки движущихся объектов в реальном времени будет производиться другими машинами. Все, что они видят, будет немедленно спроецировано в зеркальный мир для использования другими устройствами. Когда робот смотрит, он не только видит окружение, но и сканирует его для других устройств. Виртуальные боты зеркального мира тоже получат виртуальную, трехмерную, фотореалистичную оболочку. В зеркальном мире такие агенты, как Сири и Алекса, обретут трехмерные формы, которые можно будет видеть. Они смогут не только слышать наши голоса, но и наблюдать за нашими виртуальными аватарами, видеть наши жесты и понимать наши мимику и настроение. Их пространственные воплощения увеличат возможности их взаимодействия с людьми. Зеркальный мир — необходимый интерфейс нашего взаимодействия с ИИ, который в противном случае являются лишь облачной абстракцией.

«Мы можем взять карандаш и использовать его как волшебную палочку. Мы можем превратить наши столы в сенсорные экраны », — пишет Кеичи Мацуда. Речь идет о возможности в зеркальном мире наделять объекты разными функциями и возможностями в разных слоях. Похожие возможности появляются и в работе со временем. Что-то подобное мы наблюдали с Pokémon Go: виртуальные существа фиксировались в реальном физическом пространстве, проживая во времени в ожидании, когда их найдут. Время в зеркальном мире можно регулировать как в программных приложений: его можно прокрутить назад или вперед. История становится действием: движением пальца можно вернуться во времени в заданном месте и посмотреть, что было раньше. Чтобы посетить более раннее время в определенном месте нужно просто возвратиться к предыдущей версии, сохраненной в журнале. Весь зеркальный мир будет похож на редактируемый файл, который можно «undo». Можно будет также прокручивать миры вперед: художники смогут создавать будущие версии различных мест. Правдоподобность такого строительства миров будет революционной: сценарии с прокруткой вперед будут очень реальными, потому что на входе они будут получены из полномасштабного реального мира.

Как в случае с Интернетом и с социальными сетями, зеркальный мир развивается, сталкиваясь с неожиданными проблемами и создавая неожиданные возможности. Возьмем вопросы бизнес-модели. Платформа должна запускаться как рекламная? — Возможно. Интернет, прежде чем стал бизнесом, прошел длинный и сложный путь роста. Зеркальный мир без рекламы был бы невозможен и нежелателен. Однако, если процессы будет реализовываться только при помощи рекламной бизнес-модели, то нас ожидает кошмар: в цифровом мире наши действия можно будет еще более легко отслеживать и эксплуатировать.

На макроуровне зеркальный мир обещает гигантский рост доходов. Чем большее количество людей сможет пользоваться этим миром — тем он будет становиться лучше. Чем лучше он становится, тем больше людей будут его использовать. Эта самоусиливающаяся конструкция является сутью логики платформ. Поэтому платформы, подобные Интернету и соцсетям так быстро растут и масштабируются. Эта динамика, к сожалению, также известна как формула «победитель получает все»: одна или две корпорации-платформы получают абсолютное доминирование. Только сейчас общество начало попытки выяснить, как с этим бороться. Что делать с этими “естественными” монополиями — Facebook, Google и WeChat, которые имеют характеристики правительств и корпораций одновременно. В долгосрочной перспективе зеркальный мир может быть устойчивым только как практическая ценность общего пользования. По аналогии с коммунальными услугами (вода, электричество или широкополосный доступ) мы будем готовы (или не готовы) вносить регулярную плату. Мы будем делать это, если будем видеть реальную пользу этого виртуального мира.

Появление зеркального мира затронет всех на глубоко личном уровне. В двойственных мирах могут быть серьезные физиологические и психологические сложности. Подобный опыт уже встречается в киберпространствах и виртуальных реальностях. Как избежать этого или подготовиться к этому пока не ясно. Единственный способ понять, как работает AR создать подобные системы и попробовать их на практике. Здесь есть своеобразная рекурсия: технология является инструментом проверки ее (технологии) воздействия. Принцип “не допускать нового, если не доказана его безопасность” не работает, потому что старые технологии еще менее безопасны. Ежегодно на дорогах умирает более 1 миллиона человек, но мы запрещаем водителей-роботов, когда они убивают одного человека. Мы волнуемся по поводу неприятного влияния социальных сетей на нашу политику, в то время как пристрастное влияние телевидения на выборы намного более опасно, чем влияние Facebook. Зеркальный мир, безусловно, будет подчиняться этому двойному стандарту более строгих норм для новых технологий.

Многие риски зеркального мира похожи на риски современных платформ. Понадобятся механизмы борьбы с фейками, предотвращения незаконных удалений, обнаружения несанкционированных вставок, удаления спама. В идеале, это нужно сделать сделать без привлечения Большого Брата или доминирующей корпорации. Блокчейн ищет себе применение и обеспечение целостности открытого зеркального мира может оказаться тем, для чего он был рожден. К сожалению, не сложно представить сценарии, когда зеркальный мир будет централизован. Все без исключения исследователи в этой области представляют эти риски и работают над децентрализованной моделью. Проблемы конфиденциальности в зеркальном мире станут еще острее. Миллиард глаз, смотрящих на каждую точку, сходятся в один непрерывный взгляд. Зеркальный мир будет создавать гигантские большие данные, представить масштаб которых сейчас невозможно. Чтобы синхронизировать цифровых близнецов всех мест и всех вещей с реальными местами и вещами, одновременно делая их видимыми для миллионов, потребуется то, что можно назвать тотальным состоянием наблюдения (total surveillance state). Уже есть некоторый опыт, который может помочь в движении к зеркальному миру. Передовая практика работы с данными включает — обязательную прозрачность и ответственность для любой стороны; — симметрию в потоке информации, когда наблюдатели сами находятся под наблюдением; — требование, чтобы люди-источники данных получали четкие выгоды, в том числе денежные, от системы.

На заре интернета цифровой мир рассматривался как нематериальное киберпространство, отделенное от физического мира. Такое электронное пространство могло претендовать на свои собственные правила. Во многих отношениях виртуальный и физический миры действительно шли параллельно, никогда не пересекаясь. В виртуальном мире было ощущение бесконечной свободы от трения, гравитации, импульсов и всех других ньютоновских ограничений. Зеркальный мир объединяет две реальности, внедряя цифровые биты в материалы, сделанные из атомов. Виртуальные взаимодействия основаны на физических движениях. Для устранения неполадок 180-футовой ветряной турбины мы устраняем неполадки в ее цифровом двойнике. Полотенце в ванной комнате может стать волшебным плащом. Каждый физическому объекту соответствуют цифровые биты. У каждого атома есть свой призрак, у каждого призрака есть оболочка. Зеркальному миру понадобится как минимум десятилетие, чтобы его начали использовать миллионы. Мир смешанных реальностей станет размером с нашу планету. Это будет величайшим достижением человечества, создающим новые уровни благосостояния и новые социальные возможности для миллиардов людей. Пока нет экспертов, чтобы создать этот мир — ты не опоздал!

--

--